Биеннале века

Опубликовано 30.12.2009
Автор: Джамиля Дагирова

Хочется напомнить читателям и всем любителям изобразительного искусства, что сегодня в Махачкале имеется шесть художественных институций, где параллельно основной базовой работе активно ведется и выставочная деятельность, главным экспонентом на которых выступает дагестанское изобразительное искусство, и особенно его современная составляющая. Музей изобразительных искусств, музей города, Краеведческий музей, выставочный зал Союза художников, новоиспеченная галерея "Во-арт", "Первая галерея" презентовали дагестанскому зрителю в уходящем году множество художников, проектов, идей.

Представленное в различных форматах искусство современного Дагестана показало его очень разным по характеру, уровню, качеству. Это нормальный процесс развития: мы дружно посещали выставки, спорили и обменивались мнениями, пресса активно освещала и в общем суммарном можно констатировать наличие достаточно бурной художественной жизни.

И хотя количество выставок не определяет качества искусства, а перепевание одного и того же, вялая аккуратненькая экспозиция без проставления акцента и концепции, без новых имен и новаций, без риска и здорового авантюризма не создают события, тем не менее одно-два события в "потоке бури" непременно случаются. Они становятся главными, программными, если не на будущее, то на ближайшее уж точно.

События создают люди, озабоченные совершенно серьезно созидательной, объединительной идеей для всего сообщества. Таким событием в этом году, безусловно, стало биеннале современного искусства в Шунудаге летом этого года. Его придумал и осуществил известный дагестанец Омари Калаев. Формально, в местечке Хайхи в течение трех июльских дней выставлялись, общались, писали самые разные дагестанские художники — от таких мэтров, как Ягудаев, Рабаданов, Мурзабеков — до молодых, о которых мы услышали там, и стали говорить потом все хором. Тогда же прошел конкурс, закупка, был праздник. Внешне — все в формате жанра. Фактически — в дагестанском искусстве произошел перелом.

Калаев не стал делить художников по песочницам, ставить рамки и барьеры. Он всех собрал, чтобы случилось главное — объединение цеха, объединение мысли, воссоединение в единое целое позитива дагестанского общества. Это был очень пацифистский проект, проект государственной важности, исполненный одним частным лицом.

И дело не в том, что состоялась самая грандиозная коллективная выставка в нашей истории, где было все — открытия, смешение стилей и "весовых" категорий, профессионалы и явные самоделы, столкновение частных интересов, промахи в организации и выборе команды. Все это дело наживное и исправимое, биеннале — формат известный, и структура вполне перенимается и прилагается на любую плоскость, где есть материал. А материала у нас предостаточно — то есть художников, картин, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства — и с этим надо работать, и уже в масштабах биеннале, то есть республиканском. Идея реализована как нельзя вовремя, как нельзя правильно.

Биеннале — мероприятие, проходящее раз в два года, и очень бы хотелось видеть его продолжение, под флагами которого встало бы еще больше художников, меценатов, и стало бы оно делом государственным... Как в Северной Осетии, например... Говорят, под Новый год... А пока — спасибо Омари Калаеву за вовремя поданную руку!

Настоящее время


Биеннале Шунудаг

Выставка
художников и мастеров
Дагестана


Архив:  2008