Биеннале на манер горцев, Или обратная сторона страны гор

Опубликовано 12.07.2010
Автор: Оксана КУШИЕВА

С 8 по 10 июля 2010 года в высокогорном ауле Хайхи состоялся второй по счету Фестиваль художников и мастеров прикладного искусства "Дагестанская биеннале-2010"

 

Современный Дагестан – это многонациональная страна, полная противоречий, где справедливость сменяется ложью, светская жизнь сосуществует с шариатскими устоями, а на фоне мирной жизни то и дело возникают чрезвычайные ситуации.

Здесь люди стремятся БЫТЬ, а не ЖИТЬ. То есть быть кем-то, а не просто жить для чего-то. Быть, например, отцом семейства, женой, матерью, студентом, начальником, ремесленником, канатоходцем…

Сюда приезжают, чтобы развеять сомнения и попытаться понять саму сущность представителя страны гор, прикоснуться к истории его края.

Непонятные внешнему миру, они – горцы – способны вызвать уважение и восхищение, и одновременно внушить страх своей воинствующей натурой, не желающей мириться с тем, что противоречит их убеждениям.

Кавказ, и Дагестан в частности, всегда привлекал творческих людей. Его традиции, герои и события разных времен получили отражение в произведениях известных российских классиков. А художники Гагарин, Рубо, Тимм, Васильковский и др. создали на своих живописных полотнах образы гордых горцев и нежных горянок и тем самым заложили основы дагестанской художественной живописи, портрета, скульптуры.

Сегодня многие дагестанские мастера смело могут претендовать на мировую известность. Их работы пронизаны любовью, состраданием к тому, что всегда привлекало людей извне – к природе, истории малой родины и к дагестанцам. Да и не только это. И вообще: кто лучше горца может сказать, к каким вершинам пролегает витиеватая горная тропинка?!

 

В свое время Высоцкий сказал фразу, которую и поныне знает каждый дагестанец: "Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал". Прошел не один десяток лет, и появился человек, взявший на себя смелость перефразировать известного поэта, актера и музыканта, заявив, что "Лучше гор могут быть только горцы!" Звучит пафосно, но дело стоит того. А дело это называется: "Дагестанская Биеннале" — фестиваль художников и мастеров прикладного искусства.

Основная цель Биеннале, преследуемая в частности ее основателем и идеологом Омари Калаевым – это сохранение самобытной культуры, укрепление дружбы и традиций добрососедства среди народов.

Отмечу, что Омари Магадович — человек, о котором в Дагестане говорят с уважением. Им восхищаются, к нему прислушиваются и, можно сказать, на него молятся. И все потому, что живет он по принципу: сумел сам – помоги другим.

Калаев имеет немалые возможности и делится ими с теми, кто их не имеет. Он учредитель прославленной в России и за рубежом компании "Форема-Кухни". Будучи уже известным меценатом еще 2002 году он инициировал и покровительствовал проведению Фестиваля лакской песни "Шунудаг", а спустя время и "Дагестанской Биеннале".

Для этих целей в его родном высокогорном ауле Хайхи Кулинского района Дагестана на месте старой изжившей себя фермы был построен амфитеатр со сценой, выставочным залом и гостиницей для размещения гостей праздника. Примечательно, что в то время, когда другие организаторы стремятся проводить подобные выставки в крупных населенных центрах, на дагестанской биеннале фестивальные действа проходят на высоте 2000 метров над уровнем моря! А вокруг – горы и только горы с их таинственной мощью, девственной красотой и манящим благородством.

Кто они – горцы?

Участники фестиваля – это художники: представители всевозможных направлений живописи, скульптурных и графических произведений и хранители традиционного декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Для участия на Биеннале-2010 было подано более 100 заявок. И здесь мастера могли представить не более трех своих последних работ. Тема, как направляющая в русло второй по счету хайхинской выставки была озвучена так: "Горцы, которые создают мир".

Свои тематические работы могли представить как профессиональные, так и начинающие художники. И если для первых эта выставка — возможность в очередной раз напомнить о себе, то вторые, то есть поросль дагестанской культуры, получили свой шанс прикоснуться к высокому искусству и приблизиться к рядам признанных мастеров. Таких как Ибрагимхалил Супьянов – художник, пришедший к абстракционизму, пройдя все этапы становления с постепенным отходом от реализма; Апанди Магомедов – узнаваемый абстракционист; Магомед Дибиров – представитель современного критического реализма, а также мастер народного художественного промысла Магомедали Магомедалиев; мастер перевоплощения акриловых красок, представительница абстрактного искусства Патимат Гусейнова, скульптор малых форм Ислам Шовкринский и другие. Их творчество — разное по сути, со своими индивидуальными отличиями, манерой исполнения и подачи – объединяет одна немаловажная деталь – это общая история, из которой, собственно, и черпаются все лучшие идеи.

Вот редактор журнала "Русское Искусство" Елена Степанян, как гость фестиваля, делясь своим мнением о нём, ненароком выражает общее представление о дагестанской культуре среди тех, кто знает о Дагестане только из сводок новостей.

- Я, человек, который работает в искусствоведческом журнале, Дагестанского искусства как такого не знала. Да, у меня было определенное представление о прикладном искусстве, а что касается того, что происходит здесь в живописи, скульптуре, по целому ряду причин было мне не известно.

И добавляет:

- Я прекрасно понимаю, что представленное на биеннале — это далеко не все работы. Но исходя из того, что мне удалось здесь увидеть, я делаю свой чисто субъективный вывод: в некотором смысле дагестанские художники находятся на каком-то перепутье. С одной стороны, это — присутствующее в народном искусстве мощное влияние архаики, от которого не нужно уходить, и с другой – стремление воспринять и воплотить какие-то современные тенденции. Здесь есть объекты, в которых активно присутствуют Сезанн и Ван Гог, и работы, в которых воплощен скорбный философский опыт. К примеру, "Анна на шее" Закарьи Закарьяева, где ироничность перекликается с некоторым внутренним мучением автора и недосказанной горечью.

С полной откровенностью могу сказать: когда я увидела, представленный в рамках фестиваля фольклорный обрядовый танец одного из народов Дагестана, я заплакала. Сложно представить себе, как среди житейских трудностей и политических тревог удается создавать и сохранять эту живую красоту.

В этом году Дагестанская биеннале прошла при поддержке Российского Фонда Культуры и органично вписалась в его же детище — "Отражение", главное направление которого - поддержка творческих личностей. И в большинстве своем она выражается в поощрительных премиях и именных стипендиях наиболее отличившимся мастерам. В ряде случаев художники могут рассчитывать и на спонсорскую поддержку для проведения персональных выставок и на поездки за границу.

- Проект "Отражение" – это предоставленная художникам возможность как можно больше узнавать друг о друге, – рассказывает о своем детище вице-президент Российского Фонда Культуры Лариса Назарова. – Ведь здесь соприкасаются разные культуры, сближаются народности, раскрываются и укрепляются человеческие отношения.

На Дагестанскую биеннале приехали также и художники из Ставропольского, Краснодарского краёв, Ростовской области, Чечни и других регионов юга России. Приняли в ней участие и мастера искусств из Москвы и Санкт-Петербурга, а также дагестанский художник Габибула Габибуллаев, ныне проживающий в Китае.

Для самих хайхинцев биеннале на родной земле, пожалуй, стало уже традиционным. Это как древний праздник сбора урожая или свадебный обряд, когда всем селом, общими силами отмечается долгожданное событие.

Ежегодного приезда гостей (на выставку художников, а через год и на фестиваль дагестанской песни) жители аула ждут с нетерпением. Говорят: "Тяжело, правда, приходится за три фестивальных дня принимать у себя по 30 – 40 человек. Но разве кто-нибудь, кроме нас — в горах, может похвастаться тем, что сидел за одним столом и угощал бузой собственного приготовления известных и уважаемых людей?!"

Фото Оксаны Кушиевой


Биеннале Шунудаг

Выставка
художников и мастеров
Дагестана


Архив:  2008